• redactor@novoedrevo.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64398 от 31.12.2015 г. | Образовательная лицензия №Л035-01213-63/00622379 | Возрастная категория 0+

Особенности организации развивающей среды в ДОУ книжный уголок и музей книги.

Дата публикации: 12.10.2024

Должность: воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Свердловская область, г.Нижний тагил

Файл публикации





«Дом без книги, что день без солнца». Особенности организации развивающей среды в ДОУ: книжный уголок и музей книги.

Векшина Елена Васильевна,

воспитатель.

Существенную роль в воспитании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет книжный уголок. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее. Дети любят подолгу рассматривать разные книги, и эту возможность им надо предоставить.

ext-align: justify; margin-top: 12pt; margin-bottom: 12pt;">Детская литература является для ребенка необходимым помощником в решении различных жизненных ситуаций и проблем. Общаясь с книгой, ребенок на опыте героев литературных произведений может освоить нравственные ценности, эстетические идеалы. Поэтому, содержание книжного уголка определяется воспитателями группы с учетом того, что книга может дать ребенку для его развития и духовной жизни.

При формировании подборки книг в уголке мы стараемся учитывать эмоциональное содержание художественных произведений. Например, полка книг с лирическим содержанием русских и зарубежных поэтов, выставка книг об отважных героях (писатели Маршак, Чуковский, Михалков), подборка юмористических книг (творчество Д. Хармса, Н. Носова, Б. Заходера, Г. Остера, Ю. Мориц) и др. Отдельно выделены книги о животных. Обращаясь к ним, дети учатся сопереживанию, понимают важность и значение животных, учатся любить и заботиться о них. Здесь же, вместе с книгами, помимо литературных текстов, размещены подборки картинок и фотографий на сходную тематику, фигурки настольного театра, изображающие любимых героев, с помощью которых можно разыграть сценки из художественных произведений, что обеспечивает развитие творческих проявлений.

Свои эмоциональные впечатления дети могут выразить в книжной мастерской. Там можно раскрыть и передать возникшие чувства через продуктивную деятельность – лепку, рисование с использованием разных нетрадиционных техник. Здесь же имеется все необходимое для того, чтобы провести ремонт поврежденных книг. Периодически устраиваем тематические выставки книг для знакомства с творчеством известных писателей. Цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или социально важную тему. Это может быть выставка книг Л. Толстого «Рассказы о детях и для детей», «Что мы знаем о друзьях» по сказкам разных народов, «Лесные истории» на основе героев-животных и др.

В нашей группе есть специальная полочка с книгами - сказками, которые помогают разрешить разные жизненные ситуации. Ребенок, обращаясь к произведению, начинает невольно взаимодействовать со сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним (страхи, разочарования, обиды и другие негативные эмоциональные проявления, которые разрешаются и превращаются в радостные и счастливые события). Это книги Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм и другие.

На «Чудо – дереве», расположенном рядом с полками, представлены любимые книги каждого ребенка группы. Они могут меняться в зависимости от интересов детей. Книги представлены с помощью эмблем, на которых написаны название, ее автор и сам ребенок. Сами книги можно найти на полочке «Моя любимая книга». Всем предоставляется возможность познакомиться с любимыми книгами своих сверстников и поделиться впечатлениями.

Чтобы поближе узнать о книге, истории ее создания, а также о развитии грамоты в нашей группе был создан мини-музей под названием «Дом без книги, что день без солнца». В обычном музее ребенок — чаще всего лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его близкие. Здесь разрешается каждому ребенку самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать и даже создавать подобные.

Наш мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей. В музее собраны разные виды книг: книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Делятся они по жанрам (сказки, стихи, повести, словари, энциклопедии), назначению (обучающие, развивающие). Для работы в нем разработаны специальные правила поведения. Имеется книга отзывов. Особый интерес у дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда» писателей: от пера до современной авторучки. Юные таланты при желании могут попробовать написать свое собственное стихотворение с помощью, например, гусиного пера. Есть здесь и береста, на которой когда-то писали наши предки, глиняная и восковые страницы книг.

В музее есть еще книги, написанные и созданные руками самих детей. Они также носят нравственный характер, так как сюжеты взяты из жизни.

Таким образом, книжная педагогика является незаменимым помощником в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы, учит правилам общения, развивает творческий потенциал.