Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (сюжетное рисование)
Воспитатель МБДОУ №51 «Золотой орешек» - Саркисян Р.С.
Тема: «Иллюстрации к сказке «Рукавичка»
Программные задачи:
Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими героев сказок.
Уточнить знания детей о профессии художник-иллюстратор
Интеграция обла
стей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». «Социально-коммуникативное развитие».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Рукавичка»; дидактические игры «Угадай по описанию», «Скажи ласково», «Кого не хватает?» и др.; рассматривание иллюстраций к сказке «Рукавичка».
Материалы и оборудование: макет книги «Рукавичка», плоскостные фигурки животных (мышка, лисичка, волк, заяц, лягушка, медведь, кабан), рукавички, елочек; клеенка на стол; на каждого ребенка: простой карандаш, кисточка для рисования, краски акварельные, подставка для кисточки, стаканчик-непроливайка, салфетка для промакивания кисточки, альбомный лист бумаги размером А4.
Ход организованной образовательной деятельности
Дети вмести с педагогом заходят в группу.
Вступительная часть:
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько много гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются с гостями).
Воспитатель: ребята, подойдите ко мне и послушайте, что я вам расскажу.
Дети становятся в полукруг возле воспитателя.
Воспитатель: давным-давно люди не умели ни читать, ни писать, а вот сказки рассказывали. Их любили слушать не только дети, но и взрослые. Шло время, люди стали собирать и записывать сказки. Так сказки дошли и до нас. Какие русские народные сказки вы знаете? (Дети называют знакомые и любимые сказки).
Воспитатель: а, какие бывают сказки? (Веселые, грустные, страшные).
Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали. Посмотрите, какую интересную книгу я вам принесла. Обратите внимание, какая яркая, красочная обложка. Как вы думаете, какая сказка записана в этой книге? (Русская народная сказка «Рукавичка»).
Воспитатель: Как называют человека, который рисует иллюстрации в книгах? (художник-иллюстратор).
Воспитатель:Зачем в книгах художники-иллюстраторы рисуют картинки? (что бы было интересно читать, помогают запомнить содержание, картинки помогают нам представить героя и т.д.).
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие иллюстрации нарисовал художник-иллюстратор в этой книге (воспитатель открывает книгу, а внутри заложены белые листы).
Воспитатель: Ой, ребята, а иллюстрации куда-то пропали. Вчера я смотрела, они были на месте, а теперь только текст остался. Что же делать? (Ответы детей).
Воспитатель: ну тогда, вы становитесь художниками-иллюстраторами и мы попробуем восстановить книгу. Но прежде, чем начать работу давайте вспомним сказку «Рукавичку» и ее героев.
Основная часть
Воспитатель: Как-то раз зимой шел дедушка через лес. Шел он шел и нечаянно обронил свою…. (рукавичку).
Воспитатель проговаривает слова и одновременно выставляет на магнитную доску фигурки в соответствие с содержанием.
Воспитатель: кто первый увидел рукавичку? (Мышка-норушка).
Воспитатель: как вы думаете, какая была мышка в сказке? (Маленькая, любопытная, веселая, гостеприимная).
Воспитатель: подойди … и прикрепи мышку на доску. (Обращаю внимание детей на расположение мышки).
Воспитатель:
Прыг-скок, прыг-скок,
Длинноушко-белый бок. Кто это? (Зайчик-побегайчик).
Убираю мышку, объясняя детям, что мышка спряталась в рукавичку и предлагаю другому ребенку расположить на модели следующего персонажа сказки. Ребенок выбирает фигуру зайца и располагает ее на магнитной доске (такие манипуляции проделываю с каждым персонажем).
Воспитатель: какой заяц в сказке? (белый, быстрый, трусливый, он больше чем мышка).
Воспитатель: как в рисунке можно показать, что зайчик боится сразу подойти к рукавичке? (нарисовать зайчика за кустом).
Воспитатель: кого вы нарисуете на следующей странице? (Лисичку-сестричку).
Воспитатель: как представлена лисичка в сказке? (Лиса гордая, ничего не боится, хитрая).
Воспитатель: где мы можем ее расположить? (я думаю, что лисичку можно расположить перед рукавичкой. Она же никого не боится).
Воспитатель: кто следующий нашел рукавичку? (Волчок-серый бочок).
Воспитатель: каким вы видите волка в этой сказке? (Волк большой, он злой. Голодный, ему холодно).
Воспитатель: как можно изобразить волка на рисунке, что бы было понятно, что ему холодно и он хочет согреться? (Волку нужно нарисовать острые зубы и прижатый хвост).
Воспитатель: Маша, покажи, где бы ты нарисовала волка? (Я волка нарисую близко с рукавичкой. Ему очень холодно и он хочет быстрее спрятаться в рукавичку).
Воспитатель: кто пришел пследний к рукавичке? (Медведь).
Воспитатель: какой в сказке медведь ? (Медведь большой, сильный, неуклюжий и очень добрый).
Воспитатель: Чем же сказка закончилась? (Дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать её. А собачка вперёд побежала. Собачка стала громко лаять. Звери испугались и разбежались. А дед пришёл и забрал рукавичку).
Воспитатель: вот мы и вспомнили русскую народную сказку «Рукавичка». Прежде чем начать работу над иллюстрациями давайте немного отдохнем и поиграем в нашу любимую игру.
Проводится физминутка
- Ты, смотри, зима настала
(руки развести)
-Снега выпало немало
(рукой провести по пояс)
- Ну, скорей беги ко мне
(бег на месте или по кругу)
- Поиграй в снежки скорей
(имитация кидания снежков)
- Не страшны нам холода
(машем руками из стороны в сторону)
- Рукавички хоть куда.
(показать ладошки).
Практическая часть
Воспитатель: ребята, вы можете пройти за свои рабочие места.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: прежде чем приступить к работе давайте определимся кто какую иллюстрацию будет рисовать.
Дети называют какого героя сказки они будут рисовать.
Воспитатель: помните, что в каждой иллюстрации нужно нарисовать рукавичку, сказочного героя, заснеженный лес. Передавая сюжет сказки не забывайте, что те предметы которые находятся к вам ближе они будут больше по размеру. А предметы находящиеся в далеке изображаются не большими.
Можете взять в руки простой карандаш и сделать набросок иллюстрации.
Дети приступают к работе. В это время воспитатель следит за техникой выполнения рисунка и при необходимости помогает словесно или на черновом листе.
Заключительная часть
Воспитатель: Вы все хорошо постарались! Давайте разместим ваши рисунки на столе и рассмотрим их.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на ваши рисунки и выберите тот, который вам понравился.
Воспитатель: Почему тебя понравился этот рисунок?
Дети, вмести с воспитателем анализируют рисунки. Обращают внимание на то, как передали тот или иной сюжет, на характер героев, на расположение предметов, на аккуратность исполнения.
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Настоящие художники-иллюстраторы!!! Пора вставить в нашу книгу недостающие страницы.
Вмести с детьми оформляет книгу.
Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная книга у нас получилась. Все постарались и книга обновилась. Сейчас наше занятие подошло к концу, а нашу книгу мы сможем почитать и полюбоваться иллюстрациями вечером. Попрощайтесь с нашими гостями.
Дети прощаются и уходят.